diff --git a/article/article_draft.md b/article/article_draft.md index f397237..5e75544 100644 --- a/article/article_draft.md +++ b/article/article_draft.md @@ -1,21 +1,3 @@ -Разные IP - -https://www.reg.ru/web-tools/myip -https://2ip.ru/ - - - - - -Разные реализации WG для macos: -https://github.com/cloudflare/boringtun -https://git.zx2c4.com/wireguard-go/about/ -https://tunsafe.com/user-guide/linux - - - ---------- - # Разбираемся с WireGuard и делаем свой умный VPN ![](1.png) @@ -28,36 +10,42 @@ https://tunsafe.com/user-guide/linux Поэтому мы сейчас займемся тем, что будем "включать чуть-чуть VPN". -Примечание душнилы: я прекрасно понимаю, что при таком использовании это скорее прокси, а не VPN, но с языком ничего не поделать — если все называют программы для обхода блокировок VPN, то лучшее, что можно тут сделать — постараться привыкнуть и получать удовольствие. -Заодно чуть улучшим качество связи с локальными ресурсами: необходимость таскать трафик сначала до VPN вне страны, а потом обратно до сервера внутри ее драматично сказывается если не на скорости, то на задержке точно: даже на проводном интернете пинг в 4мс до яндекса легко превращается в 190мс, а на мобильном интернете — из 80мс в 240. Дополнительный хоп чуть ухудшит ситуацию, но далеко не так драматично. -Делать мы это будем на основе WireGuard — это относительно новая (разрабатыавется с 2016 года в отличии от OpenVPN и IPsec — первый это двухтысячные, а второй еще раньше) технология VPN, которая была создана, по сути, одним человеком — zx2c4, которого в миру зовут Джейсоном Доненфельдом. Плюсы WG — скорость (особенно для Linux, где он может работать как модуль ядра начиная с Kernel 5.6 и Windows, где модуль для ядра выпустили порядка недели назад), низкие задержки, современная криптография, и простое использование конечным юзером. +>Примечание душнилы: я прекрасно понимаю, что при таком использовании это скорее прокси, а не VPN, но с языком ничего не поделать — если все называют программы для обхода блокировок VPN, то лучшее, что можно тут сделать — постараться привыкнуть и получать удовольствие. + +Заодно чуть улучшим качество связи с локальными ресурсами: необходимость таскать трафик сначала до VPN вне страны, а потом обратно до сервера внутри ее драматично сказывается если не на скорости, то на задержке точно: даже на проводном интернете пинг в 4мс до яндекса легко превращается в 190мс, а на мобильном интернете — из 80мс в 240мс. Дополнительный хоп чуть ухудшит ситуацию, но далеко не так драматично. + +Делать мы это будем на основе WireGuard — это относительно новая (разрабатывается с 2016 года в отличии от OpenVPN и IPsec — первый это двухтысячные, а второй еще раньше) технология VPN, которая была создана, по сути, одним человеком — zx2c4, которого в миру зовут Джейсоном Доненфельдом. Плюсы WG — скорость (особенно для Linux, где он может работать как модуль ядра начиная с Kernel 5.6 и Windows, где модуль для ядра выпустили порядка недели назад), низкие задержки, современная криптография, и простое использование конечным юзером. Ах да, еще UDP. UDP для туннелей это хорошо, потому что у TCP уже есть механизмы, которые позволяют ему работать на неидеальных соединениях, а UDP представляет из себя именно такое соединение. А когда вы засовываете TCP в TCP, то отказываетесь от большей части этих механизмов (инкапсулированный TCP-пакет будет гарантированно доставлен другой стороне, хотя протокол допускает недоставку), но все еще несете весь оверхед вида "хендшейк соединения для отправки хендшейка". -Не говоря уж о том, что инкапсулировать UDP в TCP — ничуть не лучшая идея, потому что сразу рушит все предположеия всяких скайпов о том, что лучше пропустить пару пакетов, чем уменьшить задержку: каждый UDP пакет в этом случае будет обязательно доставлен и доставлен корретно, не считаясь с тем, сколько это займет времени. +Не говоря уж о том, что инкапсулировать UDP в TCP — ничуть не лучшая идея, потому что сразу рушит все предположения всяких скайпов о том, что лучше пропустить пару пакетов, чем уменьшить задержку: каждый UDP пакет в этом случае будет принудительно перепослан и доставлен корректно, не считаясь с тем, сколько это займет времени. -Особенно для одинокого пользователя-хакера приятна работа с шифрованием: нет ни необходимости в сертификатах и удостоверяющих центрах, ни в логинах-паролях, все, что нужно — это с тем пиром, с которым хотите установить соедиение, передать друг другу публичные ключи вашего интерфейса WG. Для больших компаний, это, конечно, будет скорее минусом, как и то, что WG — это только базовая часть полноценной большой инфраструктуры VPN. +Особенно для одинокого пользователя-хакера приятна работа с шифрованием: нет ни необходимости в сертификатах и удостоверяющих центрах, ни в логинах-паролях, все, что нужно — это с тем пиром, с которым хотите установить соединение, передать друг другу публичные ключи вашего интерфейса WG. Для больших компаний, это, конечно, будет скорее минусом, как и то, что WG — это только базовая часть полноценной большой инфраструктуры VPN. Но, например, именно WireGuard использовали в Cloudflare для своего WARP (https://blog.cloudflare.com/announcing-warp-plus/, https://blog.cloudflare.com/warp-technical-challenges/), правда, написав его собственную реализацию — boringtun. Еще одним минусом WG является то, что трафик не обфусцирован — DPI может обнаружить трафик WireGuard, так что его можно довольно легко заблокировать (не говоря уж о блокировке UDP совсем, что почти не мешает вебу, но гарантированно ломает работу WireGuard). Для скрытия трафика рекомендуется использовать специализированное ПО — Cloak, Obfsproxy, Shadowsocks, Stunnel, SoftEther, SSTP, или, в конце-концов, простой SSH. -Если очень упрощать, ключи работают следующим образом: у нас есть закрытый (приватный) ключ, из которого можно сгенерировать открытый, или публичный. Наоборот — нельзя, из открытого ключа мы получить закрытый никак не можем. После чего, мы можем зашифровать с помощью закрытого ключая какую-то строку, а при помощи открытого — расшифровать ее и тем самым убедиться, что у собеседника точно есть закрытый ключ, а значит, он тот, за кого себя выдает. Таким образом, мы можем без проблем публиковать открытый ключ — он всего лишь позволяет проверить подлинность автора, но не притвориться им. Это как в SSH — публичный ключ лежит на сервере, где его потеря небольшая беда: все что сможет сделать с ним злоумышленник это положить его на свой сервер, чтобы вы к нему могли подключиться с помощью закрытого ключа. +Если очень упрощать, ключи работают следующим образом: у нас есть закрытый (приватный) ключ, из которого можно сгенерировать открытый, или публичный. Наоборот — нельзя, из открытого ключа мы получить закрытый никак не можем. После чего, мы можем зашифровать с помощью закрытого ключа какую-то строку, а при помощи открытого — расшифровать ее и тем самым убедиться, что у собеседника точно есть закрытый ключ, а значит, он тот, за кого себя выдает. Таким образом, мы можем без проблем передавать открытый ключ — он всего лишь позволяет проверить подлинность автора, но не притвориться им. Это как в SSH — публичный ключ лежит на сервере, где его потеря небольшая беда: все что сможет сделать с ним злоумышленник это положить его на свой сервер, чтобы вы к нему могли подключиться с помощью закрытого ключа. Так вот, в WG первый этап подключения заключается в том, что каждая сторона с помощью зашифрованного приватным ключом сообщения доказывает собеседнику, что она именно она: это проверяется публичным ключом. -Второй этап — это создание симметричных ключей для шифрования самого трафика. - +Второй этап — это создание с помощью этих ключей и матана симметричных ключей для шифрования самого трафика. Благодаря тому, что расшифровать зашифрованное публичным ключом нельзя без приватного, мы сможем создать ключ для симметричного шифрования и отправить его по защищенному каналу. Этот шаг необходим потому, что симметричное шифрование — это гораздо менее ресурсоемкая операция, и минус у нее только один: необходимость синхронизации ключа у обоих сторон, при том, что перехват ключа третьей стороной ведет к возможности расшифровки трафика. Но эта проблема решается с помощью ассиметричной схемы. Это называется "Протокол Диффи — Хеллмана" — способ защищенного получения общего секретного ключа. В WG используется ECDH — вариация диффи-хеллмана на эллиптических кривых. Первые два этапа в терминах WG называется рукопожатием. +После всего этого эти симметричные ключи используются уже для шифрования трафика. Раз в 2 минуты происходит новое рукопожатие, и сессионные ключи меняются. +Разумеется, все немного сложнее — например, отправляются не сами ключи, а сгенерированные на основе их эферемные ключи, которые удаляются сразу после операции, и так далее. Заинтересовавшихся отправляю к [краткому описанию криптографии](https://www.wireguard.com/protocol/). +А мы же перейдем к более практическим действиям. ## Шаг первый: создаем и настраиваем два сервера. -Один внутри страны — через него будет идти трафик на локальные ресурсы, а второй за границей. Далее я их буду называть **local** и **external**. -Идеально, если **local** будет в вашей домашней сети, потому что при этом трафик на локальные ресурсы не будет отличаться от вашего домашнего трафика. Но для этого нужен какой-то хост дома, белый IP и возможность пробросить порт. У меня это виртуалка на домашнем сервер, но навереное, подойдет и малина (не пробовал, ей придется маршрутизировать весь трафик с устройств и держать в памяти ~11к маршрутов). Если дома хоста нет, то можно взять любой сервер у VDS-хостера (vdsina, ruvds), но могут быть проблемы у ресурсов-параноиков, которые блокируют подсети хостеров, полагая, что серверам их ресурс не нужен: на vdsina я такое ловил. -Внешний сервер можно взять у тех же хостеров VDS, что и выше: у них есть зарубежные площажки, а можно выбрать иностранного хостера. Например, у меня 1984.hosting. +Один сервер будет внутри страны — через него будет идти трафик на локальные ресурсы, а второй за границей. Далее я их буду называть **local** и **external**. +Идеально, если **local** будет в вашей домашней сети, потому что при этом трафик на локальные ресурсы не будет отличаться от вашего домашнего трафика. Но для этого нужен какой-то хост дома, белый IP и возможность пробросить порт. У меня это виртуалка на домашнем сервер, но наверное, подойдет и малина (не пробовал, ей придется маршрутизировать весь трафик с устройств и держать в памяти ~11к маршрутов). Если дома хоста нет, то можно взять любой сервер у VDS-хостера (vdsina, ruvds), но могут быть проблемы у ресурсов-параноиков, которые блокируют подсети хостеров, полагая, что серверам их ресурс не нужен: на vdsina я такое ловил. +Внешний сервер можно взять у тех же хостеров VDS, что и выше: у них есть зарубежные площадки, а можно выбрать иностранного хостера. Например, у меня 1984.hosting. Считаем, что на обоих серверах у нас Debian 11. Ставим нужные нам пакеты: -```apt update && apt install wireguard iptables ipcalc qrencode curl jq traceroute dnsutils ufw -y``` +```bash +apt update && apt install -y wireguard iptables ipcalc qrencode curl jq traceroute dnsutils ufw +``` Включаем перенаправление трафика: в этом случае сервер, получив пакет, который предназначается ни одному из его адресов, не отбросит его, а попытается перенаправить в соответствии со своими маршрутами. ```bash -echo "net.ipv4.ip_forward=1" > > /etc/sysctl.conf``` +echo "net.ipv4.ip_forward=1" > > /etc/sysctl.conf echo "net.ipv4.conf.all.forwarding=1" > > /etc/sysctl.conf sysctl -p /etc/sysctl.conf ``` @@ -78,10 +66,9 @@ root@trikster-internal:~# wg genkey 6CCRP42JiTObyf64Vo0BcqsX6vptsqOU+MKUslUun28= ``` -Утилита wg genkey не делает никакой магии, это просто аналог чего-то типа "```echo $RANDOM | md5sum | head -c 32 | base64```", только наверняка более криптостойкое: мы просто генерируем 32 байта случайных значений и представляем их в виде base64. +Утилита wg genkey не делает никакой магии, это просто аналог чего-то типа ```echo $RANDOM | md5sum | head -c 32 | base64```, только наверняка более случайное: мы просто генерируем 32 байта случайных значений и представляем их в виде base64. -Создаем два конфига: -На **internal**: +Создаем два конфига. Один на **internal**: ```/etc/wireguard/wg-internal.conf``` ```ini [Interface] @@ -94,7 +81,7 @@ PostDown = iptables -t nat -D POSTROUTING -o `ip route | awk '/default/ {print $ PostDown = ip rule del from `ip addr show $(ip route | awk '/default/ { print $5 }') | grep "inet" | grep -v "inet6" | head -n 1 | awk '/inet/ {print $2}' | awk -F/ '{print $1}'` table main ``` -На **external**: +Второй на **external**: ```/etc/wireguard/wg-external.conf``` ```ini [Interface] @@ -104,7 +91,7 @@ PostUp = iptables -t nat -A POSTROUTING -o `ip route | awk '/default/ {print $5; PostDown = iptables -t nat -D POSTROUTING -o `ip route | awk '/default/ {print $5; exit}'` -j MASQUERADE ``` -Секция Interface — это настройки конкретного сетевого интерфейса Wireguard, того, что будет виден в ```ip a```. Название интерфейса берется из название текущего файла конфигурации. У одного интерфейса всегда одна ключевая пара: у пиров этого интерфейса одинаковый публичный ключ. +Секция **[Interface]** — это настройки конкретного сетевого интерфейса Wireguard, того, что будет виден в ```ip a```. Название интерфейса берется из название текущего файла конфигурации. У одного интерфейса всегда одна ключевая пара: у пиров этого интерфейса одинаковый публичный ключ. Но никто не мешает, если хочется, сделать под каждого пира отдельный конфиг-файл, и отдельный интерфейс (правда, на сотнях клиентов это будет неудобно). Управляются интерфейсы обычно при помощи утилиты **wg-quick**: @@ -115,11 +102,12 @@ PostDown = iptables -t nat -D POSTROUTING -o `ip route | awk '/default/ {print $ Именно этим занимается **wg-quick**. Ну еще и настройкой DNS, указанных в конфиге и установкой MTU. Но ничего сложного в этом нет, достаточно сделать "```cat /usr/bin/wg-quick```", чтобы посмотреть на эту логику, и если надо, сделать тоже самое руками. -**Interface-Address** — это IP текущего пира. Вся адерсация в WG статическая. С одной стороны, это упрощает настройку и бутстрап, с другой стороны, усложняет работу, если у вас очень много клиентов. -**ListenPort** — это UDP-порт для подключения извне. Если не указать, будет прослушивать 51820. Если этот пир будет только подключаться к другим клиентам, можно и не использовать. +**Interface-Address** — это IP текущего пира. Вся адресация в WG статическая. С одной стороны, это упрощает настройку и бутстрап, с другой стороны, усложняет работу, если у вас очень много клиентов. +**ListenPort** — это UDP-порт для подключения извне. Если не указать, будет прослушивать 51820. **Interface-PostUp** и **PostDown** — это скрипты, выполняющиеся после поднятия и после остановки интерфейса. Есть еще **PreUP** и **PreDown**. -Кроме публичных и приватных ключей есть еще опция **PresharedKey**, которая обеспечивает дополнительное шифрование симметричным шифром. Ключ генерируется командой ```wg genpsk``` и кладется в **PresharedKey** в секциях **Peer** на обоих пирах. Неиспользование этой опции не снижает нагрузку по шифровке-расшифровке: если ключ не указан, используется нулевое значение ключа. Для действительного обеспечения пост-квантовой безопасности (невозможности расшифровки данных квантовыми компьютерами) разработчики рекомендуют дополнительный внешний квантово-устойчивый механизм хендшека (например, Microsoft SIDH, который они пиарят именно в таком контексте), чей найденный общий ключ можно использовать в качестве **PresharedKey**. +Кроме публичных и приватных ключей есть еще опция **PresharedKey**, которая обеспечивает дополнительное шифрование симметричным шифром. Ключ генерируется командой ```wg genpsk``` и кладется в **PresharedKey** в секциях **Peer** на обоих пирах. Неиспользование этой опции не снижает нагрузку по шифровке-расшифровке: если ключ не указан, используется нулевое значение ключа. +Для действительного обеспечения пост-квантовой безопасности (невозможности расшифровки данных квантовыми компьютерами) разработчики рекомендуют дополнительный внешний квантово-устойчивый механизм хендшейка (например, Microsoft SIDH, который они пиарят именно в таком контексте), чей найденный общий ключ можно использовать в качестве **PresharedKey**. Заклинания в PostUp достаточно просты. ````ip route | awk '/default/ {print $5; exit}'```` — это команда для подстановки имени сетевого интерфейса, куда по-умолчанию выполняется маршрутизация: как правило, это тот интерфейс, в который воткнут провайдер или роутер. Таким образом страшная команда превращается просто в ```iptables -t nat -A POSTROUTING -o eth0 -j MASQUERADE```, которая представляет собой включение NAT в режиме маскарада: сервер будет отправлять пришедшие ему пакеты пакеты во внешнюю сеть, подменяя в них адрес отправителя на свой, чтобы ответы на эти пакеты тоже приходили ему, а не исходному отправителю. @@ -140,10 +128,10 @@ root@:~# ip route | awk '/default/ { print $5 }' inet 192.168.88.70/24 brd 192.168.88.255 scope global dynamic enp1s0 ``` И дальше вытаскиваем оттуда адрес, в данном случае 192.168.88.70. -И команда превращается в ```ip rule add from 95.93.219.123 table main``` — это необходимо для сервера **internal**, потому что иначе при активации маршрута 0.0.0.0/0 он начинает пересылать ответы на пакеты, приходящие ему на внешние адреса через туннель WG. Сервер на том конце, конечно, пересылает их по назначению, но тут уже не готов отправитель пакета: он присылает что-то на внешний адрес сервера **internal**, а ответ ему приходит с **external**. Естественно, при включенном rp_filter пакет отбрасывается. В этом случае сервер перестает быть доступен, например, по SSH снаружи, к нему надо коннектиться только по внутреннему IP wireguard-а. Отключать rp_filter у сервера это из пушки по воробьям, а вот дополнительное правило исправляет ситуацию. +И команда превращается в ```ip rule add from 95.93.219.123 table main``` — это необходимо для сервера **internal**, потому что иначе при активации маршрута 0.0.0.0/0 он начинает пересылать ответы на пакеты, приходящие ему на внешние адреса через туннель WG. Сервер на том конце, конечно, пересылает их по назначению, но тут уже не готов отправитель пакета: он присылает что-то на внешний адрес сервера **internal**, а ответ ему приходит с **external**. Естественно, при включенном rp_filter пакет отбрасывается. В этом случае сервер перестает быть доступен, например, по SSH снаружи, к нему надо коннектиться только по внутреннему IP wireguard-а. Отключать rp_filter это из пушки по воробьям, а вот дополнительное правило исправляет ситуацию. Продолжим писать конфиг: в него надо добавить секцию **Peer**, чтобы связать их с друг-другом. -Я намеренно не привожу сразу готовые конфиги, потому что хочу показать механизм создания конфигов в ручном режиме — в свое время у меня были проблемы с тем, что я генерировал конфиги утилитами типа ```easy-wg-quick```, которые спрашивают тебя о названии клиента и красиво показывают QR-код прям в консоли, но отнюдь не способствуют пониманию того, как работает WG на самом деле. +Я намеренно не привожу сразу готовые конфиги, потому что хочу показать механизм создания конфигов в ручном режиме — в свое время у меня были проблемы с тем, что я генерировал конфиги утилитами типа ```easy-wg-quick``` или веб-интерфейсами, которые спрашивают тебя о названии клиента и красиво показывают QR-код, но отнюдь не способствуют пониманию того, как работает WG на самом деле. Итак, добавляем в каждый по секции **Peer**, для чего генерируем из приватного ключа публичный (вот в pubkey как раз происходит крипто-магия): ```bash @@ -200,11 +188,6 @@ PostDown = ip rule del from `ip addr show $(ip route | awk '/default/ { print $5 [Peer] PublicKey = FulnUTovyyfgn5kmgPkcj2OjKRFGeLkaTsHtAOy6HW8= AllowedIPs = 10.20.30.2/32, 0.0.0.0/0 - -#mobile-client node -[Peer] -PublicKey = 26Vhud00ag/bdB9molvSxfBzZTlzdO+aZgrX3ZDncSg= -AllowedIPs = 10.20.30.3/32 ``` @@ -257,7 +240,7 @@ peer: MxnOnIlKfSyZyRutnYyoWHb3Izjalgf1t8F1oPJiyyw= ``` -Если видим "latest handshake: ... seconds ago" и байты и в **received** и в **sent**, значит, все ок. Если, байты только в **send**, без хендшейка и полученных данных, где-то в ошибка в конфиге или сервера недоступны друг для друга. +Если видим "latest handshake: ... seconds ago" и байты и в **received** и в **sent**, значит, все ок. Если байты только в **send**, без хендшейка и полученных данных, где-то в ошибка в конфиге или сервера недоступны друг для друга. Если что-то пошло не так, и отвалился ssh, то достаточно перезагрузить сервер — активные туннели сбросятся. Если все хорошо, и доступ к серверам сохранился, ставим туннели в автозапуск: @@ -292,6 +275,9 @@ HOST: trikster-internal.local Loss% Snt Last Avg Best Wrst StDev Все хорошо, трафик идет через внешний сервер — сначала на 10.20.30.2, который у нас выходная нода, а потом через его маршрутизаторы. +У нас получилась примерно такая схема: +![](net_scheme_1.png) + ## Шаг третий: добавляем конфиг клиента Создаем конфиг клиента, конечного устройства-пользователя VPN. За основу берем ```wg-external.conf```, потому что он такой же точно клиент, который подключается к **internal**, разница только в том, что **external** получает пакеты, а наш клиент будет отправлять. @@ -321,7 +307,7 @@ PersistentKeepalive = 25 ``` Тут у нас добавилась опция **PersistentKeepalive**. Дело в том, что роутеры в цепочке между двумя пирами ничего не знают о сессии WG, а знают только о потоке UDP-пакетов. Для маршрутизации UDP-пакетов за NAT они создают у себя табличку, в которой записывают, кто куда и на какой порт отправил пакет. И если с destination-адреса/порта приходит UPD-пакет, то они определяют, куда его отправить по это таблице, делая вывод, что если сервер B недавно отправил пакет серверу А, то ответ от сервера А на этот же адрес и порт скорее всего надо переслать серверу B. -А в отличии от TCP в UDP нет никаких договоренностей о поддержании сессии, т.к. нет и самого понятия сессии. WG же построен таким образом, что при отсуствии трафика, попадающего в туннель, не будет и трафика между пирами, только хедшейки раз в две минуты. Опция **PersistentKeepalive** заставлет его посылать пустые пакеты каждые 25 секунд, предовращая потерю маршрута на промежуточных роутерах, потому что иначе возможна ситуация, когда мы будем раз за разом отправить пакеты, а до второго пира они доходить не будут, а он об этом и не будет знать. +А в отличии от TCP в UDP нет никаких договоренностей о поддержании сессии, т.к. нет и самого понятия сессии. WG же построен таким образом, что при отсутствии трафика, попадающего в туннель, не будет и трафика между пирами, только хедшейки раз в две минуты. Опция **PersistentKeepalive** заставляет его посылать пустые пакеты каждые 25 секунд, предотвращая потерю маршрута на промежуточных роутерах, потому что иначе возможна ситуация, когда мы будем раз за разом отправить пакеты, а до второго пира они доходить не будут, а он об этом и не будет знать. Дальше мы для нашего клиента добавляем еще одну секцию peer в конфиг на **internal**: @@ -338,8 +324,13 @@ AllowedIPs = 10.20.30.3/32 Таким же образом создаем конфиги для других клиентов. Если это мобильные устройства, то удобнее показать им QR. Он делается следующим образом: создаем в текущей папке конфиг как обычно, конечно, с новыми ключами и другим IP, какой-нибудь ```wg-moblie-client.conf``` и дальше командой ```qrencode -t ansiutf8 < wg-moblie-client.conf``` показываем прям в консоли QR, который сканируем с телефона. Это удобнее копирования файлов, но вам так же никто не мешает скинуть ```wg-moblie-client.conf``` на телефон или вообще ввести значения 7 полей вручную. +Теперь наша схема выглядит следующим образом: +![](net_scheme_2.png) + В целом, готово: мы только что сделали очень странный двуххоповый VPN. Желаем это отметить и заказать себе пива, открываем сбермаркет.. -"СберМаркет не открывается. Если у вас работает VPN, отключите его". Ах да, мы же с этой проблемой и собирались бороться... Неловко. +![](sber.png) + +Ах да, мы же с этой проблемой и собирались бороться... Неловко. Давайте доделаем. ## Шаг четвертый: добавляем регион-зависимую маршрутизацию. @@ -412,14 +403,14 @@ root@trikster-internal:~# ipcalc 195.85.234.0-195.85.236.255 |grep -v "deaggrega Скрипт на баше выглядит как-то так (я не удержался и добавил туда еще и прогрессбар): ```bash -#!/bin/bash + function ProgressBar { let _progress=(${1}*100/${2}*100)/100 let _done=(${_progress}*4)/10 let _left=40-$_done _fill=$(printf "%${_done}s") _empty=$(printf "%${_left}s") - printf "\rAddind routes : [${_fill// /#}${_empty// /-}] ${_progress}%%" + printf "\rAdd routes to route table (${1}/${2}): [${_fill// /#}${_empty// /-}] ${_progress}%%" } #Variables @@ -439,11 +430,13 @@ cat $file_raw |grep "-" > $file_for_calc cat $file_raw |grep -v "-" > $file_processed for line in $(cat $file_for_calc); do ipcalc $line |grep -v "deaggregate" >> $file_processed; done -if [ -e $file_user ]; then echo "Add user subnets..."; cat $file_user >> $file_processed; fi +if [ -e $file_user ]; then echo "Add user subnets..."; cat $file_user |grep -v "#" >> $file_processed; fi #Flush route table -echo "Flush route table (down and up interface)..." -ifdown $interface && ifup $interface +echo "Flush route table (down interface $interface)..." +ifdown $interface > /dev/null 2>&1 +echo "Up interface $interface..." +ifup $interface > /dev/null 2>&1 #Add route routes_count_in_file=`wc -l $file_processed` @@ -465,9 +458,33 @@ echo "Routes in routing table: $routes_count" 0 3 * * mon bash /root/update_ru_routes.sh > /root/update_routes_log.txt 2>&1 ``` -Если вам принудительно надо маршрутизовать какую-то сеть через **internal**, то можно рядом со скриптом создать файлик ```subnets_user_list.txt``` в который поместить список подсетей, тогда они каждый раз будут добавляться к общему списку при обновлении, в bash-скрипте это есть. +Если вам принудительно надо маршрутизировать какую-то сеть через **internal**, то можно рядом со скриптом создать файлик ```subnets_user_list.txt``` в который поместить список подсетей, тогда они каждый раз будут добавляться к общему списку при обновлении, в bash-скрипте это есть. Мой, например, выглядит так: +``` +#avito +146.158.48.0/21 +# +# +#telegram +91.108.4.0/22 +91.108.8.0/22 +91.108.58.0/23 +95.161.64.0/20 +149.154.160.0/21 +``` +Первая подсеть — это что-то для приложения авито, которой почему-то не было в RIPE. Дальше подсети для TG, чтобы хоть немного ускорить загрузку фото и видео. + +Проверяем: +![](ip.png) +Оп, и два разных сервиса показывают нам разные адреса: потому что один хостится где-то внутри россии, а другой — снаружи. Работает! + +Кстати, если у вас **internal** находится в домашней сети, бонусом вы получаете доступ к домашней сети из любого места, где находится устройство со включенным VPN: маршрут 0.0.0.0/0 на устройстве отправляет в VPN весь трафик, а **internal**, замечая трафик в ту подсеть, в которой он находится, отправляет ее в локальный порт, а не в туннель до **external**. Очень удобно: у меня в домашней сети работает сервер с докерами web2rss, ownCloud, navidrome, freshrss, rss-bridge, homeassistant, и мне для получения к ним доступа совершенно не надо замерачиваться с пробросом портов, авторизацией каждого сервера и https. + +Окончательная схема выглядит так: +![](net_scheme_3.png) + ## Шаг пятый: настраиваем фаервол +Хорошей привычкой и тоном будет закрытие всего ненужного на серверах. Для начала на обоих серверах редактируем файл ```/etc/default/ufw```, изменяя значение "**DEFAULT_FORWARD_POLICY**" на **ACCEPT**. Теперь выполняем следующие команды на **internal**: @@ -498,7 +515,7 @@ ufw enable ## Шаг шестой, бонусный и необязательный: кеширующий защищенный DNS over HTTPS Теперь нам нужна еще одна вещь: DNS. Можно, конечно, жить с DNS 1.1.1.1, но надо учитывать две вещи: -Трафик на него пойдет через **external**, что автоматически означает задержку порядка 100мс при каждом запросе. Можно, конечно, добавить 1.1.1.1/32 в ```subnets_user_list.txt```, и тогда трафик пойдет через локальную ноду и локальный сервер 1.1.1.1, что уменьшит задержку до 10-20мс, но ваши DNS-запросы будет доступны вашему провайдеру, что в случае локальной ноды может быть для кого-то неприемлимо. Несколькими командами можно легко сделать кеширующий DNS, который еще и будет работать с DNS over HTTPS, а значит, провайдеру будет доступен только сам факт использовани DoH, но не сами запросы. Но это, конечно, не обязательно: у меня **internal** находится в домашней сети, и я просто использую DNS микротика, который находится в той же сети. Но если у вас **internal** сервер это VPS, то можно сделать там и DNS сервер. Использовать будем ```cloudflared```. +Трафик на него пойдет через **external**, что автоматически означает задержку порядка 100мс при каждом запросе. Можно, конечно, добавить 1.1.1.1/32 в ```subnets_user_list.txt```, и тогда трафик пойдет через локальную ноду и локальный сервер 1.1.1.1, что уменьшит задержку до 10-20мс, но ваши DNS-запросы будет доступны вашему провайдеру, что в случае локальной ноды может быть для кого-то неприемлемо. Несколькими командами можно легко сделать кеширующий DNS, который еще и будет работать с DNS over HTTPS, а значит, провайдеру будет доступен только сам факт использовании DoH, но не сами запросы. Но это, конечно, не обязательно: у меня **internal** находится в домашней сети, и я просто использую DNS микротика, который находится в той же сети. Но если у вас **internal** сервер это VPS, то можно сделать там и DNS сервер. Использовать будем ```cloudflared```. Добавляем репозитарий: ```bash @@ -587,6 +604,16 @@ P.S. особые параноики могут запустить cloudflared Кстати, в качестве альтернативы можно поставить рядом на сервер [pi-hole](https://github.com/pi-hole/pi-hole/), который делает примерно тоже самое, но еще блокирует рекламу и показывает красивую статистику. -Пары ключей в статье — действующие, так что вы можете, ничего не исправляя в конфигах (только IP и имена адаптеров), залить их на два своих сервера и клиент и поиграться. Но для боевого применения ключи надо перегенерить, конечно. +## Заключение +Пары ключей в статье — действующие, так что вы можете, ничего не исправляя в конфигах (только IP **internal**-сервера), залить их на свои сервера и клиент и поиграться. Но для боевого применения ключи надо перегенерить, конечно. +Благо, сделать это просто, даже если вам лень разбираться с ручной генерацией ключей — я сделал небольшой bash-скрипт для этого. Достаточно сделать так на **internal**-сервере: -Если кто-то захочет это все красиво обернуть в два докера и прикрутить к этому веб-интерфейс (потому что конфиги клиентов все же удобнее создавать в нем) — добро пожаловать в issues на гитхабе: [Trickster VPN](https://github.com/vvzvlad/trickster-vpn). +```bash +apt install -y git +git clone https://github.com/vvzvlad/trickster-vpn.git +cd trickster-vpn/config_generator +bash generate_cfgs.sh +``` +После чего в папке ```trickster-vpn/config_generator/configs``` появятся конфиги с только что сгенерированными ключами, и останется только скопировать ```wg-internal.conf``` в ```/etc/wireguard/wg-internal.conf```, ```wg-external.conf``` унести на другой сервер, а ```wg-mobile-client.conf``` использовать для ноутбука или телефона. Ну и не забыть о пробросе порта, если **internal** у вас за NAT. + +Если кто-то захочет это все красиво обернуть в два докера и прикрутить к этому один из веб-интерфейсов для WG (потому что конфиги клиентов все же удобнее создавать в нем) — добро пожаловать в issues на гитхабе: [Trickster VPN](https://github.com/vvzvlad/trickster-vpn). diff --git a/article/ip.png b/article/ip.png new file mode 100644 index 0000000..c6d2e9f Binary files /dev/null and b/article/ip.png differ diff --git a/article/net_scheme_1.png b/article/net_scheme_1.png new file mode 100644 index 0000000..591af94 Binary files /dev/null and b/article/net_scheme_1.png differ diff --git a/article/net_scheme_2.png b/article/net_scheme_2.png new file mode 100644 index 0000000..69dd10b Binary files /dev/null and b/article/net_scheme_2.png differ diff --git a/article/net_scheme_3.png b/article/net_scheme_3.png new file mode 100644 index 0000000..5eee906 Binary files /dev/null and b/article/net_scheme_3.png differ diff --git a/article/sber.png b/article/sber.png new file mode 100644 index 0000000..6648b58 Binary files /dev/null and b/article/sber.png differ